Эксклюзив
27 мая 2020
499

Публичная дипломатия: Теория и Практика

 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУ- НАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНО- СТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Кафедра всемирной и отечественной истории


Реферат по монографии:


«Публичная дипломатия: Теория и Практика»


Выполнила: студентка 2 курса факультета МО академической группы 8


А.К. Лыкова


Преподаватель: Подберезкин А.И.


Москва 2020
















 


 В данном реферате рассматривается монография «Публичная диплома- тия». Эта тема отличается особой актуальностью в современном мире, набирая обороты и всё больше используемой разными государствами и негосударствен- ными образованиями. Стоит обратить внимание на то, что в данном реферате подробно разбираются лишь некоторые аспекты и примеры осуществления пуб- личной дипломатии, которые представлены авторами в монографии.


В данной монографии рассматривается такой феномен, как публичная ди- пломатия и различные стороны этого явления в двадцать первом веке. В моно- графии исследуется как теоретический аспект явления, так и практическое ис- пользование.


Монография разделена на две части — в первой анализируется теория фе- номена, раскрываются предпосылки для ее формирования и истоки. Во второй части авторы подходят к практическим проблемам и явлениям, рассматривают технологии и способы ее использования, рассматриваются подходы к публичной дипломатии в разных частях мира.


Авторы подчеркивают, что публичная дипломатия широко используется сегодня во всем мире и стала неотъемлемой частью современной дипломатиче- ской деятельности.


В монографии дано следующее определение публичной дипломатии: поли- тика воздействия одного государства на общество другого, при чем воздействие осуществляется именно в политических целях. Это определение достаточно полное и в целом раскрывает весь феномен публичной дипломатии. Подчеркива- ется также, что публичная дипломатия направлена именно на создание положи- тельного образа государства, подчеркивание его привлекательности в глазах общественности другой страны. Довольно важная особенность публичной ди- пломатии в том, что, являясь достаточно новым явлением в современном мире,


она может не реализовываться в русле пропаганды (до этого активно использо-


2


 


 вавшейся в политике разными странами), при этом будучи даже более эффек- тивной (особенно если говорить о краткосрочном периоде). Несмотря на то, что она также может использоваться и в рамках пропаганды, авторы в своей моно- графии концентрируются именно на аспекте «мягкой силы». Воздействие на общественность другого государства может осуществляться как по официаль- ным каналам, то есть, например, путем выступлений официальных лиц в СМИ, с публичными лекциями, в социальных сетях и тому подобное, так и по неофици- альным каналам: через НПО, фонды, образовательные программы, женские и молодежные организации, университеты и так далее.


В монографии упомянуты и другие, более узкие подвиды публичной ди- пломатии, такие как культурная дипломатия, спортивная дипломатия, экономи- ческая дипломатия и так далее, которые ориентированы на определенные сферы деятельности публичной дипломатии, но не заменяют целиком это понятие.


Авторы монограммы поднимают важные и спорные вопросы, которые возникают при рассмотрении явления публичной дипломатии. Один из них — проблема суверенитета. Публичная дипломатия значительно влияет на фор- мирование общественного мнения внутри чужого государства, что может быть расценено резко негативно оценено властями. Это становится возможным бла- годаря развитием технологий, которые открывают все больше новых возможно- стей для подобного «вторжения». Нужно иметь в виду, что иногда под «мягкой силой» скрывается настоящая пропаганда.


Авторы монографии говорят о том, что современная публичная диплома- тия представляет собой совокупность сложного инструментария, установок и ценностных ориентиров. В связи с тем, что понятие «публичная дипломатия» всё ещё остается достаточно неопределенным и размытым, возникают трудности в выборе методов воздействия, а также в адекватности их применения. Несмотря


на то, что публичная дипломатия может привлекать своей «мягкостью», на са-


3


 


 мом деле при воздействии определенных факторов она может вылиться в разные формы, в том числе и в информационные войны (которые не являются ни «мяг- кой силой», ни проявлением публичной дипломатии). Публичная дипломатия вызывает ряд проблем, в первую очередь связанной в эффективном сочетании официальных и неофициальных каналов. Таким образом, авторы приходят к вы- воду, что несмотря на ряд преимуществ публичной дипломатии и большие пер- спективы, которые открываются перед ней в будущем, последствия ее использо- вания вызывают много вопросов, которые должны быть серьезно проанализиро- ваны.


Авторы выделяют три основные модели публичной дипломатии: • модель Холодной войны


• транснациональную модель


• внутригосударственную PR-модель.


Проанализируем каждую из них.


Первая модель сложилась во время Холодной войны, была направлена на развитие публичной дипломатии в рамках долгосрочного противостояния госу- дарств. В основном среди инструментов выделяют радио и телевидение. Целью было смягчение позиции государства путем воздействия на гражданское обще- ство, а также противодействие негативной пропаганды внутри страны.


Первую модель сменила вторая, основными участниками которой являют- ся негосударственные акторы. Эта модель действует поверх национальных гра- ниц, используя глобальные телекоммуникационные сети. Модель значительно отличается от первой, она носит неконфронтационный характер.


В случае внутригосударственной PR-модели страны нанимают PR-компа- нии, а также лоббистов для достижения своих интересов.


Выделяют также «колониальную модель», однако она не так подробно


описана в литературе. Согласно авторам монографии, «колониальная диплома-


4


 


 тия» возникает в связи с необходимостью выстраивания отношений с мирным населением на завоеванной территории или на территории конфликта, если за- воеватели планируют там остаться и развивать территорию.


Кроме этих вопросов, в первой части монографии также рассматриваются такие темы, как военное измерение публичной дипломатии, взаимодействие официальной и публичной дипломатии в противодействии угрозам России, цмифровая публичная дипломатия как инструмент урегулирования конфликтов


Интерес представляют также мнения авторов монограммы по конкретным примерам введения публичной дипломатии, которые подробно рассмотрены во второй части монографии.


В первую очередь интерес кейс публичной дипломатии Европейского Со- юза. Говоря о ЕС, авторы подчеркивают, что тесные интеграционные связи поз- воляют ему придерживаться единой политики и проводить её в том числе в кон- тексте публичной дипломатии. Публичная дипломатия стала для ЕС одним из приоритетных аспектов дипломатической деятельности. Авторы приводят пять приоритетов, которые опираются на общую линию публичной дипломатии Ев- росоюза:


1) продвижение имиджа ЕС как главного партнера в демократическом транзите, особенно в странах–соседях ЕС;


2) продвижение имиджа ЕС как самого главного донора в области сотруд- ничества и развития;


3) продвижение имиджа ЕС как глобального экономического объединения, находящего ответы на вызовы кризиса и использующего торговлю как средство перемен;


4) продвижение прав человека через диалог на высшем уровне с партнера- ми ЕС и стратегическое сотрудничество, включающее лоббирование отмены смертной казни;


5


 


 5) продвижение имиджа ЕС как стража безопасности, отвечающего на глобальные угрозы.


Согласно руководителям дипломатии ЕС, их дипломатия должна носить особый, «тихий характер», который направлен на сохранение конфиденциально- сти, при этом не превращаясь в тайную дипломатию. Задачей такой дипломатии является создание условий, при которых все страны будут иметь возможность объективно оценить ситуацию, а также иметь доступ к независимому мнению.


После анализа публичной дипломатии ЕС авторы монографии приступают к анализу публичной дипломатии СНГ. Авторы выделяют три уровня, на кото- ром наиболее широко осуществляется сотрудничество стран СНГ в гуманитар- ной сфере:


• культурное сотрудничество;


• молодежная политика;


• образование.


Гуманитарная сфера остается лидирующей в области сотрудничества СНГ


в рамках публичной дипломатии. Среди особенностей развития публичной ди- пломатии СНГ авторы также выделяют ориентацию ресурсов на площадки не только крупных, но и более мелких стран.


Мы достаточно подробно рассмотрели анализ публичной дипломатии в ЕС и СНГ, но стоит также отметить, что в монографии рассматриваются кроме этого примеры ОДКБ и ШОС, НАТО, государств Центральной Азии, Ислам- ской Республики Иран, Святого престола.


В целом монография достаточно широко охватывает различные кейсы ис- пользования инструментов публичной дипломатии во всем мире, детально рас- крывает различные аспекты данного феномен, приводятся объяснения тем или иным событиям, связанным с публичной дипломатией в современном мире.


 


 


 Источники информации


1) Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / Под ред. М. М. Лебедевой. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017.


7

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован