Эксклюзив
27 мая 2020
154

Стратегическое сдерживание: новый тренд и выбор российской политики

Янез Ленардич, 2-МО-8

Понятие «стратегическое сдерживание», которое иногда связывалось только с ядерным или военным сдерживанием, в настоящее время затрагивает целый ряд вопросов, связанных как с развитием международной и военно-политической обстановки (МО и ВПО), так и вопросами социально-экономического и военно-политического развития России.

Под стратегическим сдерживанием понимается способность государства эффективно обеспечивать защиту национальных интересов и ценностей, в период мирного развития, так и на любом уровне развития конфликта, без прямого использования военной силы.

Стратегическое сдерживание относиться с большим вниманием:

— к политическим и иным целям сдерживания;

— к средствам стратегического сдерживания;

— к мерам и способам реализации стратегического сдерживания.

Анализ и прогноз военно-политических условий развития России в ХХI веке является началом анализа всех процессов и аспектов будущей российской политики, включая прогноз и стратегическое планирование развития страны. По словам В. В. Путина, «Интерес обеспечения безопасности нации и государства» — главный интерес любого суверенного субъекта МО и ВПО — потому, что без его реализации исчезает сам этот субъект: государство и нация могут развиваться с разной степенью успеха, но только до тех пор, пока они остаются суверенными и независимыми государствами и нациями».

Проблема соотношения безопасности и развития всегда стоит перед всеми государствами и нациями, но в разных внешних условиях решается по-разному. Иногда правящие элиты приходят к заключению, что интересы безопасности должны уступить другим интересам. В этих случаях, как правило, терпит поражение государство. Нередко интересы развития уступают интересам безопасности. В этом случае начинается процесс милитаризации, что, в конечном счёте, ведёт к деградации государства и общества.

В новом веке, однако, сложилась ситуация, когда МО и ВПО развиваются стремительно и угрожающе, но без прямой угрозы возникновения глобальной войны. Это специфическое состояние требует от государств поддержания высокой степени готовности к отражению военных угроз. Но одновременно, противоборство и без военного конфликта приобретает силовую форму, когда односторонний диктат активно используется в политико-дипломатической, экономической, торговой, финансовой и культурно-образовательных областях.

В этих объективных условиях обеспечения безопасности и развития России заложен тот фундамент её будущего, на котором станет формироваться и разовьется её новая внешняя, внутренняя и военная политика.

Говоря о современном состоянии, а тем более о будущем военно-политическом положении России, важно всегда помнить о стремлении оппонентов исказить в свою пользу фактические реалии. Причем не только внешнеполитические, но и внутриполитические. Будущее не только рождается, но и существует уже сегодня в некоторых своих проявлениях. Политические фигуры, тенденции и события не появляются из «ниоткуда».

Труднее всего говорить о минимизации влияния субъективного фактора, когда речь идет о действительно научных исследованиях. Именно поэтому основу любого политического анализа составляет, прежде всего, научный анализ и объективная оценка современного состояния того или иного объекта. Эти объективные тенденции и факторы могут дать адекватную картину мира, которая познаваема с помощью наработанных человечеством инструментов анализа.

Субъективность в политическом анализе и влияние тех или иных внутренних и внешних факторов конъюнктурного или даже дезинформационного характера могут быть минимизированы двумя факторами:

— разработкой теоретических и методологических основ анализа и прогноза, моделей, критериев, уточнением понятий и другой научно-методической работой.

— системным походом, сочетающим использование знаний из самых разных областей, который в итоге отчасти и компенсирует субъективизм тех или иных оценок.

Но субъективизм в анализе и прогнозе развития МО, ВПО, а тем более стратегической обстановки (СО) — всё равно неизбежен потому, что главным субъектом политики остается человек, а роль его и национального человеческого капитала (НЧК), как и институтов НЧК, в ХХI веке постоянно увеличивается. Именно поэтому политический анализ и прогноз остаются очень субъективными процессами.

Самая актуальная проблема для России сегодня — это то, что выбор того или иного сценария развития и его варианта во многом зависит от выбора того или иного набора откровенно субъективных факторов. Для России это, прежде всего, качество и намерения правящей политической элиты, которая способна радикально и в короткие сроки повлиять на вектор развития нашей страны и общества.

Необходимо учитывать, что нередко те или иные представители советско-российской элиты играли крайне негативную роль в развитии нации. Общее, что их объединяет, это антинациональный подход, приверженность западной системе ценностей, фактическое отрицание сколько-нибудь положительного значения национальной культуры и интересов.

Примечательно, что Россия, пожалуй, одна из немногих стран, где представителям подобных групп дается право и возможность активно участвовать в формировании общественного мнения и позиции правящей элиты. Этот феномен имеет исключительно важное значение для описания современных военно-политических условий формирования политики России.

Наконец, любой анализ и прогноз многовариантен. Точнее, он состоит из многих сценариев (возможных и наиболее вероятных) и их конкретных вариантов. Это не просто желательно, но и объективно необходимо.

Любой сценарий развития МО, ВПО, политики, будет формироваться под очень сильным (и усиливающимся) влиянием внешних факторов — региональных, глобальных, даже местных, — которые могут оказаться даже решающими в этот период: мир становится все более взаимозависимым, а пространство и информация сжимаются, превращая его в монолитную субстанцию.

Парадоксально, что параллельно с усилением взаимозависимости стремительно развивается и противоположная тенденция, связанная с ростом самоидентификации наций, которую условно можно назвать «заборостроительством», отгораживания от этого усиливающегося внешнего влияния. Эти два взаимосвязанных, но противоречивых процесса, очень хорошо видны на примере ЕС, страны которого пытаются приспособиться к глобальному миру, но и сохранить суверенитет и идентичность.

Примеры политической и экономической жизни в условиях обострения современной ВПО свидетельствуют о неоднозначности тенденции эскалации и соответствующей политики Запада по «силовому принуждению». Это требует очень внимательного отношения потому, что политика «стратегического сдерживания» должна учитывать такие нюансы, в частности, сочетания откровенной агрессии и попыток достижения договорённостей, бескомпромиссности и готовности договариваться. Очевидно, что формирование политики безопасности России будет в будущем основываться и далее на стратегическом сдерживании, но в более широком его понимании и, возможно, при сочетании его разных форм. Но в любом случае эта политика стратегического сдерживания будет опираться на потенциал и возможности России, которые, в свою очередь, будут зависеть от темпов и качества её развития.

Развитие России, таким образом, будет находиться под влиянием, как внутренних, так и внешних факторов. В итоге, в результате их взаимодействия, должна появиться не только эффективная концепция стратегического сдерживания России, базирующаяся на прогнозе развития МО и ВПО, но и сформулирована её оценка с точки зрения перспектив развития страны в целом, т.е. найдена «золотая середина» между определением доли необходимых ресурсов, используемых в интересах безопасности и развития. Пропорции при распределении ресурсов, в конечном итоге, станут основой для разработки рекомендаций по повышению эффективности реализации Стратегии национальной безопасности России в условиях, близких, или даже полностью соответствующих, условиям, существования и развития нашей нации и МО.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован