Эксклюзив
26 мая 2020
336

Структура и особенности современной военно-политической обстановки

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Университет)

МИД РФ

 

Кафедра всемирной и отечественной истории

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Государство и безопасность в новой и новейшей истории России»

на тему «Структура и особенности современной военно-политической обстановки»

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 2 курса

Факультет Международных отношений, 8 группа

Айрапетян Марьяна Арсеновна

 

 

Москва, 
2020

 

Первая часть учебного пособия А. И. Подберёзкина«Государство и военная безопасность» посвящена анализу и прогнозу развития некоторых аспектов военной безопасности основных субъектов современной международной и военно-политической обстановки государств, локальных человеческих цивилизаций и коалиций, обеспечению военной безопасности России.

Международная обстановка (МО) – широкое понятие, включающее в себя синтез взаимодействия и взаимовлияния международных отношений между субъектами и акторами, а также тенденциями и другими факторами, формирующими МО, который превращается в некий результат, динамическую систему. Военно-политическая обстановка (ВПО) – состояние военно-политических отношений субъектов политики и их военных организаций, конкретная расстановка военно-политических сил, характер их действий и взаимосвязи между ними в реальном масштабе времени. Эти две системы находятся постоянно в динамике, прежде всего, меняются не только сами субъекты и акторы, но и отношения между ними, в том числе и под влиянием различных тенденций мирового развития.

Взаимодействие и взаимовлияние (порой противоречивое) структур международных отношений – глобальных и региональныхтенденций, субъектов формирования МО-ВПО, основных акторов и информационно-когнитивных особенностей – формирует не только современное состояние МО, но и закладывает самые общие основы для формирования ВПО, самых различных сценариев и конкретных вариантов его развития.Любой сценарий развития ВПО или даже его конкретный вариант неизбежно предопределяется и вытекает из сценария (и его варианта) развития МО.

Формирование ВПО зависит от множества факторов, нельзя ограничиваться исключительно военной составляющей, ведь ВПО – результат не только военного противоборства, но и развития основных особенностей международной обстановки. Это означает признание важностисиловых средств политики, которые сегодня делятся на военные и не военные, ассортимент, эффективность и качество которых стремительно увеличивается. Более того, появляются не силовые средства политики (от привлекательности культуры и идеологии до возможности убедительного влияния на субъекты ВПО), которые также оказывают влияние на военно-политическую обстановку.

В новых условиях формирования МО и ВПО решающее значение приобретает изменения в существе понятий, характеризующих силовые возможности субъектов и акторов ВПО. Так, понятия «война» и «управление» являются родственными по сути понятиями, и отличаются лишь приоритетами в использовании вооружённого насилия в общей системе силовой политики.

Современная война – это масштабное военно-силовое противоборство, в котором использование силы – принципиально, а её части – военной силы – только функционально, по мере необходимости.Вооруженная борьба – всего лишь один из видов силового противоборства. В стратегии противоборства субъектов ВПО в последние десятилетия произошли радикальные изменения. ВХХI веке государства всё чаще выбирают не прямое («механистическое», вооруженное) силовое противоборство, а политическое влияние, которое превращается в управление противником, когда рассматривается очень широкий набор силовых средств и мер (политико-дипломатических, информационно-когнитивных, экономических и пр.), среди которых тщательно отбираются наименее затратные и рискованные и наиболее эффективные. Тогда как использование военных средств в целях вооружённой борьбы, как правило, ведёт к резкому сокращению национальных ресурсов, а иногда и влияния на формирование МО и ВПО. Наиболее же эффективна та внешняя политика, которая основывается на эффективных экономических решениях внутри страны и способности к опережающему технологическому развитию, ведь успехи экономического развития предопределяли военно-политические результаты противоборства.

Важно помнить, что процесс формирования современной ВПО происходит параллельно с развитием всех его субъектов, тенденций и факторов, изменяющихся с разной скоростью и даже разнонаправлено. Для понимания характера современной ВПО и МО необходимо знать и адекватно оценивать не только общие тенденции мирового развития (политические, социальные, военные, технологические и пр.), но и специальные аспекты, прежде всего, особенности СО, военных конфликтов и войн.

В настоящее время политическое противоборство в военной области стало цивилизационным и бескомпромиссным, когда целью стало уничтожение цивилизации, государства и национальной идентичности, а не политический компромисс, из-за чего возросла «цена безопасности». Участниками такого противоборства стали многочисленные не государственные акторы (война на Украине и в Сирии – яркие примеры), которым зачастую нужен не компромисс, а процесс (например, процесс дестабилизации), а также коалиций государств, военно-политические блоки и союзы. Взаимосвязь между ВПО и политикой государств, их безопасностью становится ещё более сильной потому, что у стран и их коалиций появилось множество силовых средств политики влияния на своих оппонентов, так и союзников, которых не было прежде.

МО и ВПО являются системными субъектами, иными словами, широкой группой внешних факторов (политических, экономических, военных, гуманитарных и пр.), формирующих внешние условия существования и развития государства. Эти внешние условия могут как содействовать развитию и безопасности, так и препятствовать им.В XXI веке классический вариант безопасности (эффективная военно-политическая стратегия)сменился на необходимость приоритетного обеспечения безопасности системы национальных ценностей, так как приоритетом становится не уничтожение военной организации государства, а того, что относится к цивилизационной основе нации – культурным и духовным ценностям, национальной истории, языку, государственному суверенитету, и т.п. Второй тип взаимосвязи заключается в том, что само государство традиционно является важнейшим фактором формирования МО-ВПО, оказывает на них влияние через политику правящей элиты страны, свою систему ценностей и приоритетов, свою стратегию: цели, средства и способы. Естественно, что чем сильнее государство и его готовность влиять на МО-ВПО, тем влияние это будет заметнее.

Автор выделяет 4 группы факторов и тенденций, которые оказывают влияние на МО и ВПО: 1) глобальные тенденции (технологические, социальные, финансовые, экономические и др.); 2) основные субъекты (государства-члены ООН); 3) основные акторы (ЛЧЦ, коалиции, союзы, блоки, международные и др. НПО); 4) когнитивно-информационные тенденции (доминирующие идеологии и парадигмы, качество ЧК, качество и объем институтов ЧК). Субъекты МО и ВПО –суверенные с точки зрения международного права государства, способные к проведению самостоятельной внешней и военной политике.Акторы МО и ВПО – легитимные и нелегитимные негосударственные организации и структуры, участвующие в формировании МО и ВПО.

Хотя в центре внимания по-прежнему остаются главные субъекты МО и ВПО – государства, их роль постепенно становится менее значимой по сравнению с широкими цивилизационными коалициями, а иногда (как в случае с массовыми экстремистскими организациями) и по сравнению с отдельными акторами.

Особая роль государства как главного фактора объясняется тем, что именно государство (и его важнейшие институты), а не общество и не вся нация, создаёт военную организацию государства; государство остаётся субъектом международного права и главным субъектов в международных, экономических, финансовых и военных отношений. Хотя объективные тенденции ведут к ослаблению роли государства, через 20 или 30 лет ведущая роль государства для осуществления функций безопасности не исчезнет. Возможет ряд изменений в функциях государства, но системно особых перемен ожидать сложно, так как существует необходимостью сохранения зависящей от военной и социальной безопасностивнутриполитической стабильности, которая стала основной целью силового и военного противоборства между государствами в XXI веке.

Главным действующим лицом МО является государство,.из этого следует, что, во-первых, основа всех международных действий государств коренится в их национальных (прежде всего, государственных) интересах, как правило, в стремлении государств обеспечить безопасность, суверенитет и выживание. Во-вторых, международные отношения – это силовое взаимодействие государств, в основе которого находится соотношение сил, в котором, в свою очередь, преимуществом обладают наиболее мощные державы.

Более того, формирование системы МО предопределяется развитием и отношением между локальными человеческими цивилизациями, их соотношением сил и новыми центрами силы, а формирование ВПО – существующей в тот или иной период времени системой МО, её состоянием и отношением между её субъектами (прежде всего, ЛЧЦ и их коалициями). Если говорить о более конкретных областях влияния, то следует выделить три области существования и развития нации и государства: условия и темпы социально-экономического развития; сохранение суверенитета государства; сохранение национальной идентичности, в конечном счёте, существование самой нации. Именно влиянием внешних условий на будущее государств и наций объясняется исключительная важность вопросов обеспечения военной безопасности. Таким образом, нарастающее военно-силовое противоборство объективно выдвигает на первый план в формировании ВПО в качестве ведущих субъектов ВПО не только государств-лидеров, но и ЛЧЦ, новые центры силы и их военно-политические коалиции, чьё влияние на формирование ВПО в мире стремительно становится решающим.

Более того, следует обратить внимание на то, что международная и военно-политическая обстановка формируются под сильнейшим влиянием межцивилизационной борьбы, которая проводитсяне только с целью защиты, но и для продвижения и отстаивания своих национальных систем ценностей во внешнем мире. Приоритет систем цивилизационных ценностей лежит в основесовременной реальной внешней и военной национальной политики, однако, нередко не вполне учитывается, уступая место и внимание при осуществлении политических мероприятий на практике анализу и оценке исключительно государственных интересов.

Недооценка значения военно-коалиционной «борьбы за продвижение национально-цивилизационных систем ценностей» в реальной политике чрезвычайно опасна, ибо не даёт иногда возможности правильно расставить политические приоритеты. Политическое и военно-политическое значение борьбы за сохранение и продвижение национальных систем ценностей определяется тем, что сегодня в политическом споре выигрывает тот, чья идентичность более прочна и устойчива. И наоборот: кризис идентичности ведёт сначала к утрате геополитических позиций в мире, а затем и суверенитета. С военно-политической точки зрения, характеризуя современную ВПО, можно констатировать, что государства и нации поставлены перед очень жёстким выбором: сохранить идентичность и суверенитет, либо интегрироваться в чужую систему ценностей и национальные интересы, лишившись своих.

Процессы на уровне ЛЧЦ и их систем ценностей прямо влияют на состояние МО, стимулируя процессы региональной интеграции и концентрации сил на уровне ЛЧЦ. Национальные общности вновь становятся главными акторамиистории. Поэтому идентичность и традиция "растут в цене" и составляют капитал, который гарантирует устойчивость в современном мире.

Среди негосударственных участников международных отношений выделяют межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (НПО), транснациональные корпорации (ТНК) и другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене. Возрастание их роли и влияния – относительно новое явление в международных отношениях, характерное для послевоенного времени.

Можно выделить выделяет три основных черты, определяющие международные правительственные организации: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; вовторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенции и решений. Существуют различные типологии МПО. Наиболее распространенной является классификация МПО по «геополитическому» критерию – универсальный (например, ООН или Лига Наций); межрегиональный (например, Организация Исламская Конференция); региональный (например, Латиноамериканская Экономическая Система); субрегиональный (например, Бенилюкс) – и в соответствии со сферой и направленностью их деятельности – общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный Банк); научные («Эврика»); технические (Международный Союз Телекоммуникаций); или еще более узко специализированные МПО (Международное Бюро Мер и Весов). Однако, стоит помнить, что указанные критерии носят достаточно условный характер.

В отличие от межправительственных организаций, НПО – это, как правило, нетерриториальныеобразования, ибо их члены не являются суверенными государствами. Они отвечают трем критериям: международный характер состава и целей; частный характер учредительства; добровольный характер деятельности. Существует как узкое, так и расширительное понимание НПО. В соответствии с первым, к ним не относятся общественно-политические движения, транснациональные корпорации (ТНК), а тем более – организации, созданные и существующие под эгидой государств.

Перераспределение влияния факторов, формирующих ВПО, происходило в истории достаточно регулярно. В особенности в связи с формированием военно-политических коалиций, которые усиливали роль того или иного государства. В истории развития мировой ВПО всегда происходил процесс усиления одних и ослабления других формирующих ВПО факторов,но такой процесс почти всегда относился к субъектам ВПО – государствам или их коалициям.На современном этапе также важно учитывать влияние таких факторов как глобальные тенденцииразвития человечества и субъективное влияниечеловека и его потенциала.

Анализ и прогноз развития ВПО несёт в себе серьёзный субъективные отпечаток лиц, готовящих и принимающих решения. Для этого он во многом должен строиться на понимании значения таких явлений как национальный и государственный «суверенитет», «система национальных ценностей» и национальная «идентичность».

В период противоборства между ЛЧЦ происходит радикальное изменение особенностей и характера силовой борьбы между субъектами МО и ВПО. Основные особенности современной гибридной (информационной, психологической, кибернетической, экономической, финансовой, политической) войны в сочетании с горячими региональными конфликтами состоят в следующем: 

• Войны ведутся без всякого объявления войны или маскируются действиями, направленными якобы на защиту международного права, либеральных ценностей и т.п.
• носят перманентный характер
• предпринимаемые действия во всех сферах гибридной войны носят неожиданный и нередко весьма быстрый характер
• отсутствие правил ведения войны и норм международного права, решающая роль «права силы», использование в своих целях частных корпораций (включая и наиболее крупные корпорации на рынке информационных и интернет-услуг) и неправительственных организаций
• решающая роль борьбы за сознание и умы людей, прежде всего молодежи
• целенаправленное и массированное разрушение национальной идентичности противника, чувства принадлежности к своему народу, единства общества, его системы ценностей, традиций, социальных норм
• прямой подкуп или шантаж части элиты противника
• систематическое разрушение экономической и финансовой системы противника с помощью различных санкций, экономических и финансовых диверсий, инициирования массового бегства капиталов
• провоцирование и финансирование внутренних государственных переворотов, «цветных революций» с целью изменения политического режима.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован